31 мая 2023 года в Красноярске состоялась Стратегическая сессия «Трансформация системы подготовки кадров и новые пути развития кадрового потенциала». Мероприятие организовано Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края совместно с Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева.
В стратегической сессии приняли участие Юрий Васильев (Председатель Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края), Духанина Любовь (член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, председатель Экспертного совета при комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию, президент фонда «Национальные ресурсы образования»), Факторович Алла (заместитель руководителя Национального агентства развития квалификаций), Киселёва Наталья (директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового университета при Правительстве РФ), Травкин Павел (заместитель проректора Высшей Школы Экономики, член Совета по данным Федеральной службы по труду и занятости), Деревлёва Марина (директор департамента по развитию персонала и корпоративной культуре ОК РУСАЛ), Попов Михаил (вице–президент ПАО «Трубная металлургическая компания»), представители профильных министерств и ведомств Красноярского края, руководители предприятий и организаций Сибирского федерального округа, учреждений средне-специального и высшего образования Красноярского края.
Заслушав и обсудив вопросы, связанные с составлением рынка труда качеством подготовки кадров и перспективами развития системы профессионального образования в Красноярском крае, эксперты отметили актуальность поднятых проблем и важность их разрешения в целях создания благоприятных условий для технологического и экологического развития Красноярского края.
К числу важнейших приоритетов в области экономического роста можно отнести ускорение технологического развития в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, лесопереработке и лесохимии, транспорте и энергетики, нефтегазодобывающим комплексе и др., нацеленного на использование современных технологий и обеспеченность высококвалифицированными кадрами.
Для Красноярского края, как и для всей Российской Федерации острой остается проблема «демографического спада» и постепенного нарастания дефицита квалифицированных кадров, способных работать в высокотехнологическом секторе экономики.
Компенсировать этот дефицит мог бы рост производительности труда и увеличение числа высококвалифицированных рабочих мест, что требует значительных инвестиций, в том числе в модернизацию системы образования и подготовки профессиональных кадров.
В условиях изменения требований рынка труда возрастает роль образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования в подготовке, прежде всего рабочих кадров и специалистов и квалифицированных, инженерных кадров.
Среди приоритетных задач участники докладчики-спикеры выделили такие как необходимость обновления образовательных программ, внедрение практико-ориентированных моделей обучения во взаимодействии с профессиональными предприятиями и организациями, количественного и качественного перечня профессий на основе кадровых потребностей региона.
Проведенные исследования Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края совместно с центром перспективных исследований и разработок в сфере образования Финансового института при Правительстве РФ свидетельствует о том, что, все отрасли экономики испытывают следующие проблемы:
— разрыв между потребностями экономики в рабочих и квалифицированных инженерных кадрах, их реальным наличием и соответствием их квалификации требованиям работодателей;
— слабая эффективность существующей системы формирования контрольных цифр приема;
-недостаточное качество образования и подготовки кадров для активной производственной деятельности;
— отсутствие возможности полноценного проведения всех видов практик;
— старение педагогических кадров;
-необходимость модернизации учебно-материальной базы образовательных учреждений;
— утечка молодежи и профессиональных кадров в другие регионы;
— слабая профессиональная работа в школах и недостаточное развитие системы наставничества;
— низкая престижность рабочих профессий и инженеров;
В ходе обсуждения участники подчеркнули особую роль исполнительной власти в координации и коммуникационном взаимодействии предприятий и организаций с системой профессионального образования на уровне Правительства и отраслевых министерств и ведомств.